Матери посвящается…

20 февраля 2017 года не стало нашей дорогой, любимой мамы и бабушки -Манитовой Анны Павловны.
Год как её нет с нами, в это трудно поверить до сих пор. Перед глазами мама, которая провожает, машет руками возле калитки, её добрый, ласковый взгляд, её походка. Бесконечное «счастливо» в телефоне в конце разговора…
Боль утраты до сих пор сидит в сердце. Мы благодарны всем тем, кто разделил с нами эту горечь. Кто был рядом, кто помог проводить маму в последний путь. Мама говорила: «Всегда оставайся человеком, даже, если тебе плохо». Учила доброте, состраданию, помощи ближнему. Её светлый образ навсегда останется в наших сердцах.
26 февраля 1945 года в местечке Сутаккан, что рядом с селом Ябоган, родилась девочка — Белоусова Аня. Детские годы её прошли в урочище Сары-Кобы, что тоже рядом с Ябоганом.

Из воспоминаний мамы о тех годах:
«Отца не помню, была внебрачной дочкой. По словам матери, он в 1945 году ушёл на фронт и не вернулся. Росла и воспитывалась в большой рабочей семье. С матерью, Верой Григорьевной (все называли её бабушка Вера) жили в семье сестры Марии. Семья была многодетная. Сестра с мужем, Иваном Потаповичем Осиповым, работали в Ябоганском совхозе и были ударниками труда.
Во время сеноуборочной страды уезжали с ночёвкой, меня сестра брала с собой нянчиться с грудной племянницей. Мне тогда было 7-8 лет. Остальные дети были под присмотром бабушки.
В 1953 году пошла учиться в нулевой класс Ябоганской семилетней школы. Жила в детском интернате. Свою первую учительницу, Зою Игнатьевну Самаеву, поддерживала до последних дней её жизни: навещала больную, подбадривала в трудных ситуациях. Зоя Игнатьевна жила в Онгудае.
В летние каникулы, вместе со взрослыми, работала в домоводческой бригаде. Косить научилась в 12 лет, поэтому и косила, и копна возила, даже пробовала быть помощницей старшей сестры-конюха.
Глубоко в памяти остались эпизоды тех лет. О том, как люди красиво умели жить, трудиться и отдыхать. С песней ехали и возвращались с работы. А ведь у каждого были свои заботы, проблемы в личной жизни. Помню, как двенадцать километров на санях ехали до Ябогана, чтобы встретить, отпраздновать Новый год. Сестра Мария в костюме передового чабана с ягнёнком на руках плясала возле ёлки под русскую гармонь. Как она выделывала элементы русской пляски! Тогда она заняла первое место. Жили мы тогда в урочище Сары-Кобы.
Потом начались годы укрупнения малых сёл, и мы переехали в Оро, которое находится в пяти километрах от Ябогана. В этом селе алтайцы с русскими жили в большой дружбе, поэтому алтайцы неплохо владели русской речью, а жители русской национальности понимали алтайскую речь, а кто-то умудрялся разговаривать на алтайском языке. Ещё в селе жили литовцы-переселенцы. Как они оказались в нашем селе? Сестра Мария с мужем Иваном Потаповичем на подводах (телегах) ехали до Бийска, встречали этих литовцев-переселенцев и вместе с ними несколько дней добирались до Ябогана. Отношение к ним тоже было доброе. Привыкали друг к другу и работали вместе. Помню литовку тётю Марту, она в бригаде у нас была поваром. Сохранилась даже наша с ней фотография. Помню выборы в Верховный Совет. Сани, кони с бубенцами. Музыка. Песни Нины Руслановой.
Ещё нас, школьников, привлекали к тушению пожара. В центре села стояла небольшая колокольня, звонили в колокол только во время пожара. Собирались очень быстро. Однажды горел лес. Полный кузов школьников поехал тушить пожар, но случилась авария. Все вывалились из кузова, но остались живы».
Мама росла активной, бойкой девочкой. В школе участвовала во всех мероприятиях, концертах, читала стихи, танцевала, пела песни, в хоре была запевалой. С детства мечтала стать актрисой или певицей. В школе помогала учителям в постановке пьес, показывала, как надо двигаться тому или другому «артисту» и спустя много лет удивлялась, что ровесники её слушались. «Уже тогда была режиссёром», — смеялась она, вспоминая те годы.
В 1961 году мама окончила семилетнюю Ябоганскую школу. Вместе с учителями ездила в Барнаульскую культпросветшколу, куда собиралась поступать. Поступила, но учиться не получилось. Её мама, Вера Григорьевна, из-за тяжёлых финансовых условий, отказала дочери. Малограмотная женщина хотела, чтобы дочь была учительницей, да и до Горно-Алтайска было ближе. В этом же 1961 году она поступает в Горно-Алтайское педагогическое училище, где встретилась со своим будущим мужем, нашим отцом-Манитовым Сергеем Кундучиновичем. Отец тоже учился в те годы в педагогическом институте. Знакомство состоялось 7 апреля 1961 года. Эту встречу описал и посвятил маме отец в 1996 году в поэме «Экинчи Анна Керн». Встреча переросла в большую любовь, которую они всю жизнь пронесли вместе. Четыре года ждал отец, когда мама закончит училище.
Последние годы мама вспоминала, как в первый раз приехала к отцу в Онгудай.
«Доехала до Нефтебазы на автобусе — передо мной две дороги. Вправо на Усть-Кан к родственникам, прямо в Онгудай. Проводив автобус взглядом, я пошла прямо, не имея понятия, где Онгудай. Шла долго, движения было мало. Пройдя восемнадцать километров, уставшая, дошла до села Шашикман, где возле сельского совета стояла машина водитель которой и довёз меня до села. В Онгудае в тот день был первомайский праздник. Отец был очень удивлён и рад приезду.
-Как ты меня нашла? — только и сказал отец.
Свадьбу сыграли в сентябре 1965 года на улице Водопойной, где отец ещё юношей построил дом своей матери, после переселения из села Талда, во времена укрупнения сёл. Матери уже не было в живых и в доме жила сестрёнка отца. Баба Катя и по сей день живёт там.
После окончания учёбы мама работала в Онгудайской начальной школе. Из-за нехватки учителей районо отправляет молодую семью в Боочинскую начальную школу. Она всегда с теплотой и благодарностью вспоминала жителей этого села. «Помогали чем могли. Кто молоко принесёт, кто что-то из мебели. Приехали, ничего не было. Кровать да сундук и маленькая дочурка Суркура».
Потом в 1969 году родился и сын.
Когда открылась Шибинская неполная средняя школа, родителей опять переводят в село Шиба. В этой школе мама преподаёт уроки пения, уроки русского языка и литературы, отец тоже учительствует. Уже к тому времени, он успел поработать по распределению в селе Абай Усть-Коксинского района.
В 1972 году родители возвращаются в Онгудай, где рождаются ещё две дочери-Сурна и Сурланай. С 1974 года по 1978 год мама работает заведующей детских яслей. Попутно учится заочно в педагогическом институте. С января 1978 года по август 2009 год она работала учителем русского языка и литературы в Онгудайской средней школе.
Сколько помню, родители всегда держали хозяйство, где бы не жили. В 1978 году запустили 2-этажный дом напротив Мемориала Славы. Из жильцов этой квартиры живность держали только родители. Так и осталась в памяти мама, как утром она идёт с подойником, в своём белом плаще, в сторону стаек, которые стояли в стороне, то же самое было вечером. Школа, классное руководство, четверо детей, всех надо было накормить, напоить, обстирать, проверка тетрадей учеников, а они лежали у ней стопками, составление планов на уроки. Уставшие глаза мамы… Было трудно, но она не жаловалась.
Мама была чутким, добрым, светлым, справедливым человеком. Когда надо, была жёстким. Часто отстаивала своих учеников на педсоветах. Ученики для неё были, как свои дети и она относилась к ним так. Шла навстречу родителям, находила общий язык, хотя приходилось и после работы посещать родителей, чьи дети пропускали уроки, или по другим причинам.
Мама работала с душой, подходила к урокам творчески, некоторые элементы работы брала с телепередач «Поле чудес», «Звёздный час», «Пойми меня». «И снова глаза моих учеников загораются, в них появляется интерес и желание учиться, получать знания», — говорила мама. Может поэтому ученики, прошедшие через её руки и уроки, с благодарностью вспоминают её.
Кроме работы она вела большую общественную работу, как в школе, так и ставшей для неё родным, в селе Онгудай. В школе организовала драмкружок, где её артисты выступали на различных мероприятиях, праздниках, концертах. Епишкин Эркемен, Шургенчинов Валера были одними из них. Уже на пенсии, после смерти отца, пришла в коллектив «Ветеран». Мама с большой теплотой отзывалась о коллективе хора. «Придёшь на репетицию, посмотришь на улыбающиеся лица, послушаешь их шутки и забываешь все болячки», — говорила она.
Мама была отличной хозяйкой и руки у неё были золотые. Всегда в доме у неё росли цветы, богатыми были и посадки в огороде.
К поездке к родственникам в село Оро готовилась основательно. Везла кучу гостинцев, соленья, свежие огурцы и очень расстраивалась, если что-нибудь забывала. Никого старалась не обделить. В памяти остались многочисленные гости, писатели, друзья отца, знакомые, просто люди, пришедшие просить помощи, которых мама успевала накормить и напоить. Казалось бы ничего нет, пусто, а спустя полчаса стол полон. И все, кто уходил из дома, отзывались с теплотой о ней.
Обладая красивым голосом, мама всю жизнь пронесла с собой песню. Любимая её песня — «Марьины коренья». Любимая певица — Анна Герман. Наш земляк Александр Георгиевич Усов посвятил стихи Анне Павловне:
Актриса Анна, роза гор Алтайских,
В долине над Урсулом расцвела,
Средь огоньков, средь незабудок майских
Красивой, нежной, трепетной была.
Певица Анна! Были бесподобны
На сценах местных ваши вечера!
Ваш голос покорит кого угодно,
За ваши песни — честь вам и хвала!
Учитель Анна Павловна достойный,
Её заслуги трудно не признать.
С утра до ночи в школе беспокойной
Она ведёт питомцев рать!
Жена поэта! Это испытанье!
Тернист и неизведан трудный путь.
И только Бог, властитель мирозданья,
Укажет, как идти и где свернуть.
Так не смотри ж на годы, дорогая,
Цвети и пой, люби — не унывай!
Душой и сердцем вечно молодая
Про марьины коренья запевай!
Большая благодарность Александру Георгиевичу за его стихи, посвящённые матери и отцу.
Наша мама Анна Павловна прожила достойную жизнь: утверждалась членом Онгудайской окружной избирательной комиссии по выборам в Совет национальностей Верховного Совета, избиралась народным заседателем Онгудайского районного суда, вела большую пропагандистскую работу.
В сентябре 1971 года от Горно-Алтайской автономной области приняла участие на 1-ом Всесоюзном совещании молодых пропагандистов в Москве. Награждена Центральным комитетом ВЛКСМ настольной медалью и значком «Комсомольскому пропагандисту». В 1989 году делегируется от Горно-Алтайской автономной области на конференцию учителей в Москву. В 1992 году отмечена знаком «Отличник народного просвещения», в 2001 году награждена Почётной грамотой Республики Алтай, за долгий и плодотворный труд отмечена множеством наград.

Дети, внуки.

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.