Туризм: быть или не быть?

27 сентября во всем мире отмечался День туризма. Эта тема очень актуальна для Республики Алтай, так как наш регион является одним из развитых туристических субъектов России. Конечно, наиболее популярными направлениями по-прежнему являются Турочакский, Чемальский и Майминский районы, но из года в год наблюдается активный прирост турбаз, хостелов и гостиниц в более дальних Шебалинском, Онгудайском, Улаганском и Кош-Агачском районах.
В последнее время всё чаще нас посещают отдыхающие из-за рубежа. В 2018 году маршрут в Монголию через Алтай стал интересным для чехов, сербов, израильтян, немцев и голландцев. В целом турбизнес республики набирает обороты, отдыхающие едут, гостиницы строятся и все вроде прекрасно. Но если окунуться в подробности туристического бизнеса, можно заметить и трудности предпринимателей. Некруглогодичный сезон, изменчивые погодные условия, конкуренция, отказ в кредитовании банками являются на сегодня главными проблемами владельцев гостиниц.
Вспомним 2014 год. Наводнение в Республике Алтай почти на месяц «заморозило» поток туристов в начале лета, многие туроператоры понесли огромные убытки. В 2018 году в результате паводка течением реки Урсул снесло мост в районе турбазы «Янтарный сад». На лето владельцам гостиницы пришлось приостановить работу, и как результат, потеря доходов.
Перенесемся в то время, когда присоединили Крым. Поток отечественных туристов хлынул туда, и численность постояльцев в республике сократилась почти на 20%. Мы в тот год специально анализировали прогноз погоды в интернете на Алтае и в Крыму и удивлялись: на полуострове всегда ясно и тепло, а у нас «дожди и холод», хотя погода стояла отменная!
С увеличением числа гостиниц появляется и конкуренция. Маленькая база отдыха может работать долго и приносить стабильный доход, но вдруг появляется крупный бизнесмен-девелопер и строит рядом шикарный отель, и, как правило, забирает себе всех клиентов. Так что любая неожиданность может повлечь за собой огромные убытки, а в худшем случае и банкротство.
Мы пообщались с владельцами местных гостиниц «Харлей» Алёной Харловой, «Барская Усадьба» Олегом Бабий и «Янтарный сад» Светланой Ялатовой и спросили у них, какие трудности возникали при постройке гостиницы, как привлечь туристов и как оставаться хорошей гостиницей и быть в рейтинге самых востребованных заезжих домов района.
Начнем с самых «старших». База отдыха «Барская Усадьба» была основана в 2009 году Олегом Бабий, когда в Онгудае почти не было места для ночлега. Туризм в селе был почти не популярен, особенно когда база находится не на живописном месте у реки, а в черте села.
— Олег, расскажите нам, почему вы выбрали для своей гостиницы такое неприметное место?
— Тогда не было особого выбора. Я жил тут и занимался мясным бизнесом. В какой-то момент пришла идея создать условия для ночлега туристам и иметь с этого дополнительный заработок. Пришлось строить что-то оригинальное – строить бассейны, проводить ежедневные концерты, проводить прогулки на моторной лодке. Это наша изюминка. У нас очень много клиентов, которые любят нас именно из-за этого. Некий вариант городского и комфортного отдыха, несмотря на то, что находитесь в сельской местности в горах.
— Трудно ли было открывать гостиницу, нужны ли для этого большие средства?
— В нашем случае открыться было гораздо проще, чем остальным, ведь конкуренции тогда не было. Но, чтобы построить хорошую гостиницу, нужно иметь дополнительный доход, на средства которого можно строить. В данный момент у нас остался только один туристический бизнес и чтобы, например, построить новый корпус, приходится занимать, брать кредиты и строить так, чтобы за сезон своими доходами займы себя окупили.
— Чем вы занимаетесь, когда заканчивается туристический сезон?
— Сказать, что гостиница пустует по окончании сезона прямо нельзя. Наша гостиница работает круглый год. Вне сезона много командировочных, которые, бывает, заселяются на длительный срок. Так же дважды в год прилетают военные летчики и на какое-то время занимают почти всю базу.
— Проходят ли какие-либо мероприятия на вашей усадьбе для местных жителей?
— Да, у нас есть оборудованная зона для проведения праздничных мероприятий, таких как свадьбы, выпускные вечера, профессиональные праздники, юбилеи.
— Что вы посоветуете тем, кто тоже хочет заняться туризмом и открыть на своем участке гостевые дома?
— В первую очередь, нужно умело просчитывать риски. Давать хорошую рекламу в интернете. Сейчас вся работа зависит именно от хорошо развитой рекламы, и она, как показывает практика, всегда дает свои плоды.
Анализируйте примерный поток туристов через ваш объект и стройтесь так, чтобы за сезон можно было все окупить и получить прибыль. Особое внимание обратите на то, что сейчас для туристов важны удобства. Многие готовы переплатить, чтобы в номере был душ и туалет. Кто-то откажется жить, если удобств не будет. Основывайтесь на ежегодной статистике ростуризма.
Еще одна из известных гостиниц Онгудая «Харлей» представляет собой большой гостевой дом по типу мотеля. Название получилось оригинальное – от фамилии хозяйки Алёны Харловой. Мы задали ей несколько вопросов о ее бизнесе.
— Алена, расскажите о своей гостинице. Какая категория посетителей преобладает у вас?
— «Харлей» построен в 2013 году. Мотель не на самом видном месте, поэтому туристов крайне мало. Наши частые гости – командировочные. Многие знают нас и приезжают ежегодно только к нам. С годами есть наработанная, клиентская база.
— Всё ли вас устраивает в плане работы гостиницы?
— Да, вполне. У меня гостиница, у мужа – магазин. Я рада, что есть стабильный заработок, доходы от которых помогают мне и моей семье.
Перенесемся за пределы села Онгудай. Пожалуй, самая живописная туристическая база в Онгудайском районе – это «Янтарный сад». Светлана Ялатова, одна из владелиц турбазы пообщалась с нами и рассказала об особенностях работы своей гостиницы.
— Здравствуйте, «Янтарный сад» очень красивая база. Тут все выглядит нетронутым и естественным. Расскажите, что ценят туристы в вашей гостинице в первую очередь?
— Следует отметить, что у нас не просто туристическая база, а агротуристическое предприятие. База стоит на территории сада, которому уже 30 лет, есть своя пасека. Объект расположен на берегу реки Урсул. Место очень удачное для любителей рыбалки. В лично-подсобном хозяйстве имеются дойные коровы, поэтому мы рады всегда представить нашим гостям свежую домашнюю, и самое главное экологически чистую молочную продукцию. Особенность объекта –тихий, непринужденный семейный отдых, где можно окунуться в атмосферу гармонии с природой. За это нас любят наши клиенты. Насладиться шумом реки, погулять по горам, почитать книжку в тишине – вот наш пример идеального отдыха в горах.
— В этом году вы не работали из-за разрушенного паводком моста. Что вы предпринимали, чтобы не потерять заработок?
— К сожалению, мост мы не можем восстановить своими силами. Но в этом году мой брат построил кафе «Жар-птица», оно удачно вошло в туристический сезон, и он был рад обилию довольных клиентов. Времена кризисные, поэтому крутимся как можем. Надеемся, что на следующий год будет работать как кафе, так и база.
— Скажите, чего не хватает для идеальной работы гостиницы?
— Пока что все устраивает. Мы трудимся сами, у нас нет наемных рабочих. Сегодня мы мечтаем о хорошем, прочном и надежном мосте, который бы устоял при любом наводнении. Хочется, чтобы база работала стабильно, без таких «вылетов» на год.

Пообщавшись с представителями туристических точек, мы были рады услышать, что туризм у нас в районе развивается с каждым годом. Хочется, чтобы туристы знали, что помимо Чемала, Аи и Бирюзовой Катуни есть далекие, но красивейшие места, где их ждут различные вариации отдыха – от веселого и зажигательного – до тихого и уютного. Так что ответ однозначный – туризму быть!

Анастасия Зайцева

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Комментарии закрыты.